ВАЗ-2108, 2109, 21099. Система зажигания.

Бесконтактная система зажигания, применяемая на автомобилях ВАЗ-2108, 2109, 21099  состоит из следующих узлов: датчика-распределителя зажигания, коммутатора, свечей зажигания, катушки зажигания, выключателя зажигания и проводов высокого напряжения.


Датчик-распределитель зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ-2108, 2109, 21099. Применяется типа 40 3706 на двигателях 2108 и 21083 или 40.3706-10 на двигателях 21081 и служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Эти датчики-распределители — четырехискровые с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания и с бесконтактным микроэлектронным датчиком управляющих импульсов. Они отличаются только характеристиками вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания.
Система зажигания ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099

Система зажигания. 1. Крышка датчика-распределителя зажигания; 2. Клемма для провода от катушки зажигания; 3. Центральный угольный электрод; 4. Боковой электрод с клеммой; 5. Ротор с центральным и наружным контактами и с помехоподавительным резистором; 6. Защитный экран; 7. Держатель переднего подшипника валика; 8. Опорная пластина датчика; 9. Экран; 10. Ведомая пластина центробежного регулятора; 11. Грузик; 12. Ведущая пластина; 13. Корпус датчика-распределителя зажигания; 14. Сальник; 15. Валик датчика-распределителя зажигания; 16. Муфта; 17. Втулка заднего конца валика; 18. Корпус вакуумного регулятора; 19. Штуцер для подвода разрежения; 20. Диафрагма вакуумного регулятора; 21. Тяга вакуумного регулятора; 22. Бесконтактный датчик; 23. Колодка щтекерного разъема; 24. Подшипник опорной пластины датчика; 25. Втулка переднего конца валика; 26. Войлочное кольцо; 27. Корпус свечи; 28. Изолятор; 29. Контактная втулка; 30. Контактный стержень; 31. Уплотнительное кольцо; 32. Центральный электрод; 33. Теплоотводящая шайба; 34. Боковой электрод; 35. Корпус катушки зажигания; 36. Клемма «К» вывода конца первичной обмотки; 37. Крышка; 38. Центральная клемма высокого напряжения; 39. Клемма «Б» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 40. Контактная пружина центральной клеммы; 41. Изоляционная бумага обмоток; 42. Вторичная обмотка; 43. Первичная обмотка; 44. Наружный магнитопровод; 45. Сердечник. (внутренний магниюпровод); 46. Изолятор; 47. Датчик- распределитель зажигания; 48. Свечи зажигания; 49. Коммутатор; 50. Катушка зажигания; 51. Монтажный блок; 52. Реле зажигания; 53. Выключатель зажигания; 54. Постоянный магнит; 55. Полупроводниковая пластинка с интегральной микросхемой; 56. I. Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания; 57. А — угол опережения зажигания, град; 58. Р — разрежение гПа (мм.рт.ст.); 59. II. Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания; 60. А — угол опережения зажигания, град; 61. n — частота вращения валика датчика-распределителя зажигания, мин-1; 62. III. Схема работы датчика; 63. В — импульсы напряжения на выходе датчика; 64. С — импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания; 65. tн — время накопления тока; 66. IV. Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания; 67. А — угол опережения зажигания. град.; 68. V. Схема системы зажигания.

Датчик-распределитель зажигания установлен на корпусе вспомогательных агрегатов и приводится во вращение непосредственно от заднего конца распределительного вала через муфту 16. Валик вращается в двух металлокерамических втулках 17 и 25. Втулка 17 смазывается маслом из системы смазки двигателя, а втулка 25 окружена войлочным кольцом 26, пропитанным маслом, которого достаточно на весь срок службы. На валике расположены детали центробежного регулятора опережения зажигания: ведущая пластина 12 с грузиками 11 и ведомая пластина 10. Ведущая пластина закреплена на валике, а ведомая -вместе с экраном 9 составляет одно целое с втулкой, надетой на валик. Втулка в небольших пределах может поворачиваться на валике.

Бесконтактный датчик 22 закреплен на пластине 8 и действует на основе эффекта Холла, который заключается в возникновении поперечного электрического поля в пластинке полупроводника с током пои действии на нее магнитного поля. Датчик состоит из полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой 55 и по-‘ стоянного магнита 54 с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в котором находится стальной экран 9 с четырьмя прорезями.

Когда через зазор датчика проходит тело экрана (см. рисунок), то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Поэтому разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов.

Интегральная микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность потенциалов, возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной полярности. Таким образом, когда тело экрана находится в зазоре датчика, то на его выходе имеется напряжение U 4max 0, примерно на 3 В меньше напряжения питания. Если же через зазор датчика проходит прорезь экрана, то напряжение U 4min 0 на выходе датчика близко к нулю (не более 0,4 В).

Коммутатор. Электронный коммутатор 49 служит для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, BAT10.2, RT1903 или PZE4020. Для прерывания тока служит специальный мощный высоковольтный транзистор.

В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования периода t 4н 0 накопления тока I 41 0 в катушке зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I 41 0 составляет 8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через 2-5 с после остановки двигателя выходной транзистор запирается, не создавая при этом искры на свечах зажигания.

Свечи зажигания применяются отечественные типа А-17ДВ-10 или FE65R производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный помехоподави-тельный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей традиционная. Зазор между электродами свечи составляет 0,7-0,8 мм.

Выключатель зажигания закреплен на кронштейне вала рулевого управления и применяется совместно с реле зажигания типа 113.3747-10, которое крепится под панелью приборов. Выключатель имеет блокировку против повторного включения стартера на работающем двигателе и противоугонное устройство. Принцип действия этого устройства заключается в том, что после вынимания ключа в положении III (Стоянка), из корпуса выдвигается запорный стержень, входит в паз на валу руля и блокирует его.

Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом, герметизированная, маслонаполнен-ная. Она предназначена для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 43 и вторичной 42.


Еще по теме: